Техосмотр в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Техосмотр — это комплексная проверка технического состояния автомобиля. Этапы процедуры, а также ее периодичность для транспортных средств разных типов определяются законодательством. В Казахстане все нюансы, связанные с техническим осмотром, регулируются законом «О дорожном движении».

Как часто нужно проходить техосмотр?

Для владельцев транспортных средств технический осмотр в Казахстане является обязательной ежегодной процедурой. Но в зависимости от типа ТС, сроки прохождения имеют некоторые различия.

По закону проходить ТО каждые 12 месяцев должны автомобили категорий:

  • М1 — легковые авто, используемые для перевозки пассажиров (помимо водительского места, в ТС предусмотрено не более 8 мест), при условии, что возраст ТС превышает 7 лет и они не используются для предпринимательской деятельности;
  • N1-3 — грузовые автомобили;
  • O1-4 — прицепы и полуприцепы;
  • L1-7 — мототранспорт;
  • G — транспортные средства повышенной проходимости;
  • специальные и специализированные ТС, кроме тех, что предназначены для перевозки опасных грузов.

Проходить технический осмотр каждые 6 месяцев в Казахстане обязаны транспортные средства категорий:

  • М1 — легковые авто до 8 мест, если используются для предпринимательской деятельности;
  • М2-3 — микроавтобусы и автобусы;
  • N1-3 и O1-4 — грузовики, прицепы, полуприцепы, если они оборудованы для транспортировки опасных грузов.

А вот легковые автомобили, которым еще нет 7 лет, от обязательного ежегодного ТО освобождаются. Кроме тех, которые используются в коммерческой деятельности.

Если автомобиль не прошел технический осмотр

Иногда случаются ситуации, когда по итогам техосмотра автовладельцу в ЦТО отказывают в получении диагностической карты. Это значит, что техническое состояние транспортного средства неудовлетворительное. Однако решить проблему можно, если сделать ремонт машины и устранить указанные оператором неисправности. Кстати, через сервис OLX получится быстро отыскать хорошую автомастерскую в своем регионе, где делают ремонт автомобилей качественно и недорого.

После устранения неисправностей, необходимо пройти ТО повторно. Причем в том же центре, что и в предыдущий раз. Повторный техосмотр проводят не «с нуля», а только по тем позициям, которые не отвечали установленным нормам во время первого техосмотра.

Требования для прохождения техосмотра в 2023 году

Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:

  • тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
  • рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
  • внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
  • шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
  • двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
  • дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.

С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.

Как изменилась процедура прохождения техосмотра?

Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.

Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.

Читайте также:  Охота на пернатую дичь начнется в Томской области в конце апреля

На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.

Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году

Стоимость техосмотра в 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.

Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.

Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.

Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).

Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.

Ключевые изменения в алгоритме проверки транспортных средств

  • Подготовка фото. Тест технического состояния авто сопровождается фотосъемкой. Действие выполняется в автоматическом режиме, призвано подтвердить факт присутствия транспорта на площадке. Фотографии хранятся в информационной базе, содержат данные о дате, времени и месте съемки. Из соображений безопасности сведения имеют скрытый характер. Это не позволяет корректировать используемую информацию лицам без допуска.
  • Электронная подпись. Представителям станции выдаются цифровые ключи. Они содержат код, подтверждающий подлинность электронных документов. Характеристики ключей регламентированы действующим законодательством. Каждое устройство зарегистрировано в специальной базе, идентифицируется по учетному номеру. Номер присваивается в момент формирования подписи, остается неизменным на протяжении периода эксплуатации.
  • Повышенные требования к персоналу. Сотрудники станции должны соответствовать ряду требований, связанных с профессиональными навыками. Им необходимо освоить новую систему регистрации транспорта, уметь определять подлинность документов водителей, располагать информацией для ответов на их вопросы. Обязательным является умение диагностировать основные нарушения и неисправности, выявлять несоответствие конструкции авто предписаниям завода-изготовителя.
  • Отказ от бумажных бланков. Заключение об исправности машины, выдаваемое после оплаты и осмотра, будет иметь электронный вид. Новый закон уже содержит обязательную форму документа. Автовладельцам достаточно удостоверится, что результаты проверки отражены в реестре. При этом нововведения не исключают возможность оформить бумажный аналог, наоборот, они обязывают обеспечить наличие документа у водителя в предусмотренных законом случаях.
  • Ужесточение контрольных процедур. Руководство пункта осмотра устанавливает новое оборудование, соответствующее актуальным нормам. Оно расширит диагностические возможности операторов, упростит проведение экспертизы и труд экспертов. Современные устройства быстро определяют работоспособность авто. Каждая обнаруженная проблема помечается надлежащим образом.

Как проходит технический осмотр

Процедура технического осмотра подразумевает активное участие водителя. Собственнику транспортного средства потребуется выполнить определенные действия.

  • Подбор станции. Техосмотр автомобиля проводится только аккредитованными пунктами. Их адреса представлены на официальном сайте (раздел контакты). При подборе станции онлайн стоит учесть ее репутацию. Для этого откройте любой портал с отзывами и введите наименование компании. Также можно почитать соответствующие статьи в интернете. Подобный подход позволит выбрать наилучшее решение, исключит сложности при проведении осмотра и подготовке к нему.
  • Запись на процедуру. Водитель связывается с представителями станции, информирует о своем намерении пройти техосмотр. Он выбирает подходящую дату и время, согласовывает дополнительные нюансы. При необходимости клиент может задать вопросы о порядке проведения проверки, уточнить специфику работы с транспортом его конфигурации.
  • Подготовка документов. Для прохождения техосмотра необходимо приготовить паспорт, права (водительское удостоверение) и ПТС. Если клиент представляет коммерческую организацию, ему потребуется доверенность. Документ заверен подписью и печатью, содержит информацию о том, кем и когда он выдан. Отсутствие необходимых бумаг исключит проведение проверочных процедур, приведет к финансовым и временным потерям.
  • Прибытие на станцию. В назначенный день клиент приезжает на проверку. Он загоняет машину в бокс, предоставляет чек, подтверждающий оплату госпошлины. Перевод денежных средств осуществляется любым удобным способом: за счет органов банка, в кассе организации и тд.
  • Проведение проверочных процедур. Специалисты проводят технический осмотр автомобиля с использованием современных средств диагностики. Мероприятие сопровождается подготовкой фотографий. Продолжительность проверочных операций составляет от 45 до 90 минут. Все зависит от исполнения техники, ее состояния и параметров установленного оборудования.
  • Оформление диагностической карты. При отсутствии нарушений на автомобиль оформляется диагностическая карта. Документ представлен записью в единой системе ЕАИСТО. Если техника не соответствует заявленным требованиям, в инициализации диагностической карты отказывают. Вместо нее водитель получает предписание по устранению выявленных недостатков. После приведения машины в должное состояние автовладелец должен прибыть на пункт осмотра повторно.
Читайте также:  Уведомление о сокращении должности

Транспортные средства в возрасте от 0 до 4 лет освобождены от технического осмотра. Техника в возрасте от 4 до 10 лет проверяется один раз в два года. Автомобили старше 10 лет проходят ежегодную проверку.

Электронные разрешения

Диагностические станции постепенно уходят от бумажных карт. В тестовом режиме уже отработана процедура выдачи разрешений на допуск к участию в дорожном движении в электронном виде. Задача перевода разрешений в цифровой формат стоит и в планах работы Минтранса на 2023 год. При этом в новых ПДД разрешение на допуск больше не входит в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе для предъявления по требованию ГАИ и других контролирующих органов.

Наличие разрешения на допуск проверяется с помощью АИС «Белтехосмотра». Данные этой информационной системы постоянно обновляются и используются во время рейдовых проверок Транспортной инспекции, ГАИ, а также налоговыми органами. В базе содержатся сведения обо всех автомобилях, когда-либо проходивших ТО (история прохождения каждой машиной: сколько раз, на какой станции, какие неисправности были выявлены и т. д.).

Планируется, что с переходом на электронную административную процедуру по выдаче разрешений в системе «Белтехосмотра» будет создан единый кол-центр.

Порядок проведения ТО

Независимо от места регистрации и фактического проживания, автомобилист, вправе обратиться в любой удобный авторизованный пункт проведения ТО. После проверки соответствия информации в документах и узлах агрегата, сотрудники аккредитованной организации проводят осмотр.

Оценке эксперта подвергаются следующие параметры транспорта:

  • тормоза;
  • рулевое управление;
  • осветительные приборы;
  • стеклоочистители;
  • колеса;
  • двигатель;
  • конструкция кузова;
  • наличие знака экстренной остановки, аптечки и баллона-огнетушителя.

Сроки действия разрешения составляют

6 месяцев – для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и других транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, имеющих кроме места водителя больше 8 мест для сидения, транспортных средств, используемых для обучения вождению, с года выпуска которых прошло 5 и более лет (включая год выпуска);

1 год – для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и больше лет (включая год выпуска), специальных легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей и седельных тягачей, прицепов, а также для транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, для которых периодичность техосмотра определена не позднее, чем через 6 месяцев);

2 года – для легковых автомобилей, прицепов, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), а также для квадроциклов, мотоциклов и мопедов (за исключением транспортных средств, для которых периодичность техосмотра составляет 6 месяцев или 1 год).

Если не удалось пройти техосмотр

После прохождения диагностики на станции, независимо от результата проверки выдаeтся диагностическая карта.

Она подтверждает факт проведения станцией техосмотра контрольно-диагностических работ и при наличии в ней соответствующей отметки является основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к дорожному движению.

Важно: диагностическая карта сама по себе не является документом, предоставляющим право на участие в дорожном движении.

Что проверят в автомобиле на пункте техосмотра

Некоторые проверки, несмотря на предложения МВД, решено было оставить. Например, наличие трещин на лобовом стекле по-прежнему будут проверять, как и измерять уровень вредных выбросов. Остались и такие требования, как отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя — то есть всю лишнюю электронику и крепления под нее на лобовом стекле придется снимать перед прохождением осмотра. Таким образом перечень из 55 пунктов теперь включает:

тормоза:

  • соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения;
  • соответствие разности тормозных сил установленным требованиям;
  • отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
  • отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привоза.
Читайте также:  Какие привилегии даёт министерская грамота

Техосмотр не обязателен, но…

Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.

Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.

Что будут проверять на ТО в 2023 году

Сейчас список проверок насчитывает 55 пунктов. Этот перечень утвержден до 1 марта 2027 года, так что в ближайшее время вряд ли претерпит изменения.

В первую очередь внимание уделят тормозам. Проверят:

  • их эффективность;
  • равномерность срабатывания механизмов;
  • работоспособность пневматической тормозной системы при экстренном торможении (в автопоездах);
  • отсутствие утечек воздуха из тормозных камер;
  • отсутствие утечек тормозной жидкости из системы;
  • целостность привода;
  • исправность стояночного тормоза и систем контроля состояния тормозов;
  • целостность шлангов;
  • корректность размещения пневматических шлангов тормозной системы (в автопоездах).

Следом изучат рулевое управление:

  • корректность работы усилителя (при его наличии);
  • отсутствие самопроизвольных «подруливаний»;
  • суммарные значения люфта — они должны быть в пределах нормы;
  • наличие всех запчастей и крепежа рулевой колонки;
  • отсутствие следов повреждений на рулевом механизме и его общую работоспособность;
  • отсутствие «стопоров», мешающих полноценному повороту руля.

Затем настанет черед оптики:

  • все приборы должны соответствовать стандартам;
  • стоп-сигналы должны быть исправны;
  • угол светового пучка должен вписываться в установленные нормы;
  • лампы должны соответствовать штатным по типу, цвету, форме, размеру и расположению.

Для стеклоочистителей и стеклоомывателя предусмотрен всего один пункт:

  • если система устанавливается на заводе (покажите-ка хоть одну машину без нее), она должна быть на месте и работать.

А вот для колес есть целых пять критериев:

  • достаточная глубина рисунка протектора;
  • общая пригодность шин к эксплуатации;
  • комплектность болтов крепления — ни одно отверстие на ступице не должно остаться пустым;
  • на дисках не должно быть трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на эксплуатационные характеристики;
  • установленные на автомобиль шины должны не только подходить ему, но и соответствовать всем требованиям.

Не обойдут вниманием и двигатель:

  • его выхлоп проверят на токсичность и соответствие заявленному экологическому классу;
  • саму конструкцию — на герметичность. Масло не должно вытекать каплями, а выпуск — подтравливать;
  • запорные устройства в системе подачи горючего — на исправность;
  • если ТС оснащено ГБО, оно должно быть сертифицировано и, само собой, исправно.

Все остальные пункты уже не разбивали на категории, так что в чек-листе они находятся в категории «Прочее»:

  • зеркала должны быть установлены там, где предполагается изготовителем;
  • передняя полусфера должна быть прозрачной и не выбиваться из общих требований законодательства;
  • в один пункт попали замки и устройства обдува;
  • аварийные выключатели дверей и навигацию к ним будут тестировать там, где она предусмотрена;
  • клаксон должен гудеть;
  • сцепные устройства должны надежно выполнять свою функцию;
  • ремни безопасности, если они были установлены на заводе, должны работать в штатном режиме;
  • все, что может нанести травму в случае экстренного торможения или маневрирования, должно быть надежно зафиксировано. Это относится к пассажирскому транспорту;
  • также проверят работоспособность регулировки сидений;
  • брызговики и подкрылки должны располагаться на «штатных» местах;
  • все механизмы подъема, опускания и им подобные (автоматическая подача запасного колеса, лебедка и пр.) должны быть исправны;
  • «тревожная кнопка» при необходимости действительно должна обеспокоиться и дать возможность вызвать МЧС;
  • все специальные требования, предъявляемые к специфически оборудованному транспорту, должны быть выполнены.


Похожие записи:

Добавить комментарий