Переход на новый порядок учета основных средств в некоммерческих организациях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на новый порядок учета основных средств в некоммерческих организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начислять амортизацию разрешается помесячно, поквартально либо раз в год. Периодичность выбирает организация самостоятельно. Начислять ее начинают со дня признания конкретного объекта (применительно к п. 18 ФСБУ 26/2020). При этом факт госрегистрации недвижимости не влияет на начало начислений. Начисления прекращаются со дня списания объекта.

Какие средства считаются основными

Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.

Имущество признается ОС, если:

  • Обладает материальной формой.

  • Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.

  • Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).

  • Пользование объектом приносит прибыль организации.

Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:

  • У него есть материальная форма.

  • Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.

  • Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.

  • Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.

В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.

Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.

ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).

В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).

Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).

Расчет амортизации ОС с момента постановки на бухучет

Пример

Компания применяет ОСНО и является плательщиком НДС. Она применяет ФСБУ 6/2020 досрочно с 2021 года. Начисление амортизации ОС осуществляется с 1-го числа месяца после месяца постановки ОС на бухучет.

24.10.2021 г. компания приняла к бухучету объект ОС — компрессор, стоимость которого 186 тыс. руб. У объекта нулевая ликвидационная стоимость, а срок службы составляет 60 мес.

С 2022 года компания вносит изменения в учетную политику, в соответствии с чем амортизация ОС начинается с даты их признания в бухучете.

12.01.2022 г. компания ставит на бухучет объект ОС — струйную мельницу, стоимость которой 480 тыс. руб. У объекта нулевая ликвидационная стоимость, а срок службы составляет 60 мес.

Компания использует линейный способ расчета амортизации в бухучете и в налоговом учете.

В 2021 году в настройках учетной политики компании переключатель «Начисление амортизации начинается» поставлен в положение, что амортизация начисляется с первого числа следующего месяца.

Соответственно, компрессор, который поставлен на учет в октябре 2021 года, будет амортизироваться с ноября в бухучете и в налоговом учете. Когда в ноябре проводилась регламентная операция «Амортизация и износ ОС», которая входит в обработку «Закрытие месяца», программа сформировала такую корреспонденцию:

Дт 26 (20.01) Кт 02.01 — 3 100 руб. (186 тыс. / 60 мес.) — сумма амортизации компрессора. Величина одинаковая и для бухгалтерского, и для налогового учета.

С 2022 года в программе нужно поменять настройки учетной политики, т.е. переключатель поставить в положение, что начисление амортизации производится с даты постановки ОС на бухучет.

Когда в январе 2022 года регламентная операция «Амортизация и износ ОС» будет проведена, программа сформирует такую корреспонденцию:

Читайте также:  Можно ли полицейским выезжать за границу: список разрешенных стран

Дт 26 (20.01.) Кт 02.01 — 3 100 руб. — сумма амортизации компрессора. Величина одинаковая и для бухгалтерского, и для налогового учета.

Дт 26 (20.01) Кт 02.01 — 5 161,29 руб. — сумма амортизации струйной мельницы. Амортизация будет рассчитана только для бухучета, поскольку для налогового учета амортизация будет рассчитываться только в следующем месяце.

Пользователь может сформировать справку-расчет, чтобы детально изучить, как именно рассчитана амортизация в бухучете

По справке-расчету за январь 2022 года по струйной мельнице можно сделать такие выводы о расчете амортизации:

  • балансовая стоимость составляет 480 тыс. руб. Она рассчитана как разность между первоначальной стоимостью, накопленной амортизацией и обесценением;
  • стоимость, которая подлежит амортизации, равна 480 тыс. руб. Она рассчитана как разница между балансовой и ликвидационной стоимостью;
  • оставшийся срок полезного использования составляет 60 месяцев;
  • число дней использования равно 20, т.к. мельницу поставили на бухучет 12 января 2022 года;
  • доля амортизации или по-другому «коэффициент использования ОС» равен 20/31. Он рассчитывается как частное от деления числа дней использования на число календарных дней в месяце;
  • размер амортизации с учетом коэффициента использования составляет 5 161,29 руб. Для этого стоимость, подлежащая амортизации, делится на срок полезного использования и умножается на коэффициент использования.

Налоговый учет основных средств

Бухгалтерский и налоговый учет благодаря законодательству различаются. Основные различия заключаются в следующих моментах:

  1. стоимость основного средства;
  2. затраты, которые включается в первоначальную стоимость основного средства;
  3. способ начисления амортизации.

Способ отражения основных средств разной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет Налоговый учет
стоимость основного средства дешевле 40 000 рублей варианты учета в бухгалтерском учете следующие:

· учесть в составе МПЗ;

· учесть как основное средство

стоимость основного средства дешевле 100 000 рублей необходимо учесть как МПЗ
стоимость основного средства дороже 40 000 рублей в учете имущество необходимо принять как основное средств, согласно ПБУ 6/01 стоимость основного средства дороже

100 00 рублей

необходимо включить в состав амортизируемых основных средств, согласно статье 257 Налогового Кодекса РФ

Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года

Погашение стоимости основных средств в учете по ФСБУ 6/2020, как и прежде, производится посредством амортизации, которую накапливают на отдельном счете 02. По отражению в бухучете сумм начисленной амортизации изменений не последовало, записи остаются такими же:

Дт 20, 25, 26, 44, … Кт 02.

Изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации, теперь последнюю считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель выступает очередным новшеством, введенным стандартом.

Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов, которые останутся после ликвидации объекта ОС, за минусом затрат на демонтаж, утилизацию и прочее выбытие.

ПРИМЕР:

Объект ОС согласно отчету эксперта оценщика можно продать за 300 тыс. руб. За демонтаж данного актива организация заплатила 50 тыс. руб., за вывоз и утилизацию неисправных деталей еще 30 тыс. руб. Ликвидационная стоимость объекта ОС равна 220 тыс. руб. (300 тыс. руб. — 50 тыс. руб. — 30 тыс. руб.)

Как только значение балансовой стоимости приравняется к значению ликвидационной, амортизацию перестают начислять. Ликвидационную стоимость необходимо регулярно пересматривать.

В отдельных ситуациях она может оказаться и нулевой. К ним относятся ситуации, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Рассмотрим два примера.

Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».

  • В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
  • ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
  • Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
  • Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).

А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.

Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.

Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.

Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.

Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.

Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.

В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.

Работа Правительства:

  • Федеральный бюджет

Законопроектная деятельность:

  • Внесение законопроектов в Государственную Думу

Декабрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Рекомендации парламентских слушаний на тему

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

5 октября 2021 года город Москва

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

Читайте также:  Доверенность на получение трудовой книжки

Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВ��) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

Если на такие действия как:

  • проведение ремонта;
  • техобслуживание и техосмотры с частотой более 12 месяцев или более операционного цикла длиннее года

приходятся существенные по объему затраты, то они признаются отдельными объектами ОС. Заметим, что такой вывод сделан не в самом ФСБУ, а в Информации Минфина от 03.11.2020 № ИС-учет-29.

Как поставить сервер на учет для целей амортизации?

Сервер — специальный компьютер, предназначенный для выполнения определенной задачи практически без участия человека. Самые распространенные задачи для сервера — создание внутрифирменной сети и хранение данных. Сервер (и не один) есть практически в каждой компании. А раз это такое важное оборудование, то возникает вопрос: как принять к учету сервер и определить для него амортизационную группу.

Для начала выясним, каким образом данное имущество можно поставить на учет.

Затраты на покупку сервера в бухгалтерском учете компания может учесть 2 способами:

Не стоит путать граничную стоимость объекта для целей бухгалтерского и налогового учета. С 1 января 2016 года стоимостный критерий принятия к учету объекта в качестве ОС в налоговом учете — 100 000 руб. (закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ).

ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020 «Основные средства», согласно которому налогоплательщик сможет самостоятельно утсанавливать величину минимальной стоимости ОС в бухгалтерском учете. Применять новый стандарт можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.

Как организации перейти на учет ОС по новому ФСБУ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.

В соответствии с последними изменениями законодательства в налоговом учете сервер можно принять к учету следующими способами:

ВНИМАНИЕ! Выбранный способ списания затрат по приобретенному имуществу как в бухгалтерском (БУ), так и в налоговом учете (НУ) должен быть закреплен в учетной политике.

Как определить срок полезного использования основных фондов

При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.

Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.

При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.

Читайте также:  Декларация 3-НДФЛ на вычет за обучение в 2023 году

Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.

Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации

Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.

По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:

  1. Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
  2. Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
  3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
  4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.

Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.

При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.

Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.

Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:

  • 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
  • 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
  • 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.

Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.

В случаях консервации на период, превышающий 3 месяца, а также при ремонте, модернизации, реконструкции основного средства, длящихся больше года, амортизационные отчисления приостанавливаются. В остальных ситуациях приостановка амортизации невозможна.

Ежемесячно после начисления амортизации обновляется и остаточная стоимость основного средства — разность между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями.

Методы расчета амортизации в налоговом учете

Вы вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • линейный;
  • нелинейный.

Выбранный метод начисления амортизации закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Его нужно применять ко всему амортизируемому имуществу за исключением объектов, которые амортизируются только линейным способом (п. п. 1, 3 ст. 259 НК РФ):

  • зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, которые входят в восьмую — десятую амортизационные группы (то есть срок их полезного использования превышает 20 лет);
  • основных средств, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении.

Таблица ОКОФ для офисной техники

В этом пункте статьи рассмотрим таблицу, в которой для удобства бухгалтеров представлены коды по самым популярным видам офисного оборудования (в старой и новой редакциях).

Наименование оборудования Старый код Новый код
Принтер 143020360 320.26.2
Сканер 143020000 330.28.23.23
МФУ 143020360 320.26.2
ПК 143020229 320.26.20.14
Ноутбук 143020224 320.26.20.11.110
Планшет 143020224 320.26.20.11.110
Колонки компьютерные 143221125 320.26.30.11.150
Сервер 143020100 320.26.20.14
Роутер (модем) 143313450 320.26.30.11.190

320.26.30.23

Стационарный телефонный аппарат 143222134 320.26.30.23
Устройства для заряжения энергией 143440142 330.26.51.66
Проектор 143322030 330.26.70.16
Источник питания 143020000 330.28.23.23
Мобильный телефонный аппарат Отсутствует 320.26.30.22

ОКОФ 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

ОКОФ 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
  • 330.28.4 — Оборудование металлообрабатывающее и станки
  • 330.28.41.2 — Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие
  • 330.28.41.22 — Станки сверлильные, расточные или фрезерные металлорежущие; гайконарезные и резьбонарезные металлорежущие станки, не включенные в другие группировки
  • 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014 Код: 330.28.41.22.110 Наименование: Станки сверлильные металлорежущие Дочерних элементов: 0 Амортизационных групп: 0 Прямых переходных ключей: 2

Подгруппировки

Группировка 330.28.41.22.110 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.

Амортизационные группы

Код 330.28.41.22.110 не относится ни к одной амортизационной группе (на основании приложения к Постановлению Правительста РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
142922111 Станки сверлильные (вертикально-сверлильные, координатно-сверлильные, радиально-сверлильные) 330.28.41.22.110 Станки сверлильные металлорежущие
142922172 Станки специальные, специализированные сверлильно-расточной группы

Таблица 1. Группы амортизируемого имущества по срокам полезного использования

 N группы 
 Срок полезного использования имущества 
1
От 1 года до 2 лет включительно 
2
Свыше 2 лет до 3 лет включительно 
3
Свыше 3 лет до 5 лет включительно 
4
Свыше 5 лет до 7 лет включительно 
5
Свыше 7 лет до 10 лет включительно 
6
Свыше 10 лет до 15 лет включительно 
7
Свыше 15 лет до 20 лет включительно 
8
Свыше 20 лет до 25 лет включительно 
9
Свыше 25 лет до 30 лет включительно 
10
Свыше 30 лет 

Стоимость основных средств следует относить на затраты в бухучете постепенно — посредством амортизации. Для расчета амортизации нужно знать первоначальную и ликвидационную стоимость, а также срок полезного использования объекта.

С учетом особенностей применения основного средства компания может выбрать один из способов начисления бухгалтерской амортизации: линейный, уменьшаемого остатка или на основе объемов продукции (работ).

В налоговом учете при ОСНО амортизацию начисляют по схожим принципам, но конкретный порядок расчета отличается. В частности, в налоговом учете нет ликвидационной стоимости и более жестко регламентировано определение срока полезного использования.

Организация может сблизить расчет амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, если внесет соответствующие положения в учетную политику.

При УСН и ЕСХН стоимость основных средств в общем случае списывают на затраты при покупке. Постепенное списание стоимости основных средств применяют только при переходе с других налоговых режимов. Здесь порядок зависит от срока полезного использования «переходящего» объекта.


Похожие записи:

Добавить комментарий