Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на новый порядок учета основных средств в некоммерческих организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начислять амортизацию разрешается помесячно, поквартально либо раз в год. Периодичность выбирает организация самостоятельно. Начислять ее начинают со дня признания конкретного объекта (применительно к п. 18 ФСБУ 26/2020). При этом факт госрегистрации недвижимости не влияет на начало начислений. Начисления прекращаются со дня списания объекта.
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.
ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).
В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).
Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).
Расчет амортизации ОС с момента постановки на бухучет
Пример
Компания применяет ОСНО и является плательщиком НДС. Она применяет ФСБУ 6/2020 досрочно с 2021 года. Начисление амортизации ОС осуществляется с 1-го числа месяца после месяца постановки ОС на бухучет.
24.10.2021 г. компания приняла к бухучету объект ОС — компрессор, стоимость которого 186 тыс. руб. У объекта нулевая ликвидационная стоимость, а срок службы составляет 60 мес.
С 2022 года компания вносит изменения в учетную политику, в соответствии с чем амортизация ОС начинается с даты их признания в бухучете.
12.01.2022 г. компания ставит на бухучет объект ОС — струйную мельницу, стоимость которой 480 тыс. руб. У объекта нулевая ликвидационная стоимость, а срок службы составляет 60 мес.
Компания использует линейный способ расчета амортизации в бухучете и в налоговом учете.
В 2021 году в настройках учетной политики компании переключатель «Начисление амортизации начинается» поставлен в положение, что амортизация начисляется с первого числа следующего месяца.
Соответственно, компрессор, который поставлен на учет в октябре 2021 года, будет амортизироваться с ноября в бухучете и в налоговом учете. Когда в ноябре проводилась регламентная операция «Амортизация и износ ОС», которая входит в обработку «Закрытие месяца», программа сформировала такую корреспонденцию:
Дт 26 (20.01) Кт 02.01 — 3 100 руб. (186 тыс. / 60 мес.) — сумма амортизации компрессора. Величина одинаковая и для бухгалтерского, и для налогового учета.
С 2022 года в программе нужно поменять настройки учетной политики, т.е. переключатель поставить в положение, что начисление амортизации производится с даты постановки ОС на бухучет.
Когда в январе 2022 года регламентная операция «Амортизация и износ ОС» будет проведена, программа сформирует такую корреспонденцию:
Дт 26 (20.01.) Кт 02.01 — 3 100 руб. — сумма амортизации компрессора. Величина одинаковая и для бухгалтерского, и для налогового учета.
Дт 26 (20.01) Кт 02.01 — 5 161,29 руб. — сумма амортизации струйной мельницы. Амортизация будет рассчитана только для бухучета, поскольку для налогового учета амортизация будет рассчитываться только в следующем месяце.
Пользователь может сформировать справку-расчет, чтобы детально изучить, как именно рассчитана амортизация в бухучете
По справке-расчету за январь 2022 года по струйной мельнице можно сделать такие выводы о расчете амортизации:
- балансовая стоимость составляет 480 тыс. руб. Она рассчитана как разность между первоначальной стоимостью, накопленной амортизацией и обесценением;
- стоимость, которая подлежит амортизации, равна 480 тыс. руб. Она рассчитана как разница между балансовой и ликвидационной стоимостью;
- оставшийся срок полезного использования составляет 60 месяцев;
- число дней использования равно 20, т.к. мельницу поставили на бухучет 12 января 2022 года;
- доля амортизации или по-другому «коэффициент использования ОС» равен 20/31. Он рассчитывается как частное от деления числа дней использования на число календарных дней в месяце;
- размер амортизации с учетом коэффициента использования составляет 5 161,29 руб. Для этого стоимость, подлежащая амортизации, делится на срок полезного использования и умножается на коэффициент использования.
Налоговый учет основных средств
Бухгалтерский и налоговый учет благодаря законодательству различаются. Основные различия заключаются в следующих моментах:
- стоимость основного средства;
- затраты, которые включается в первоначальную стоимость основного средства;
- способ начисления амортизации.
Способ отражения основных средств разной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете.
Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
стоимость основного средства дешевле 40 000 рублей | варианты учета в бухгалтерском учете следующие:
· учесть в составе МПЗ; · учесть как основное средство |
стоимость основного средства дешевле 100 000 рублей | необходимо учесть как МПЗ |
стоимость основного средства дороже 40 000 рублей | в учете имущество необходимо принять как основное средств, согласно ПБУ 6/01 | стоимость основного средства дороже
100 00 рублей |
необходимо включить в состав амортизируемых основных средств, согласно статье 257 Налогового Кодекса РФ |
Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года
Погашение стоимости основных средств в учете по ФСБУ 6/2020, как и прежде, производится посредством амортизации, которую накапливают на отдельном счете 02. По отражению в бухучете сумм начисленной амортизации изменений не последовало, записи остаются такими же:
Дт 20, 25, 26, 44, … Кт 02.
Изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации, теперь последнюю считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель выступает очередным новшеством, введенным стандартом.
Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов, которые останутся после ликвидации объекта ОС, за минусом затрат на демонтаж, утилизацию и прочее выбытие.
ПРИМЕР:
Объект ОС согласно отчету эксперта оценщика можно продать за 300 тыс. руб. За демонтаж данного актива организация заплатила 50 тыс. руб., за вывоз и утилизацию неисправных деталей еще 30 тыс. руб. Ликвидационная стоимость объекта ОС равна 220 тыс. руб. (300 тыс. руб. — 50 тыс. руб. — 30 тыс. руб.)
Как только значение балансовой стоимости приравняется к значению ликвидационной, амортизацию перестают начислять. Ликвидационную стоимость необходимо регулярно пересматривать.
В отдельных ситуациях она может оказаться и нулевой. К ним относятся ситуации, когда:
- не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
- ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.
Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Рассмотрим два примера.
Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».
- В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
- ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
- Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
- Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).
А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.
Законопроект о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов внесён на рассмотрение в Госдуму. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
При формировании документа Правительство исходило из необходимости безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, поручений Президента и решений, озвученных им в ходе посланий Федеральному Собранию. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углублённой диспансеризации, реализация программ медицинской реабилитации.
Документ предполагает полное финансовое обеспечение реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития.
Проект бюджета свёрстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития с ежегодным ростом экономики в 3% в течение ближайших трёх лет. Прогнозный объём ВВП в 2022 году определён на уровне 133,3 трлн рублей, в 2023 году – 141,9 трлн рублей, в 2024 году – 151,5 трлн рублей.
Согласно проекту, в следующие два года бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн рублей, в 2023 году – 25,54 трлн рублей, в 2024 году – 25,83 трлн рублей.
Расходы в 2022 году запланированы на уровне 23,69 трлн рублей, в 2023 году – 25,24 трлн рублей, в 2024 году – 26,35 трлн рублей. Из них на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году – 2,88 трлн рублей, в 2024 году – 2,98 трлн рублей.
В нижнюю палату парламента также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, прогноз социально-экономического развития и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. Документы к бюджетному пакету внесены в Госдуму в электронном виде.
Работа Правительства:
- Федеральный бюджет
Законопроектная деятельность:
- Внесение законопроектов в Государственную Думу
Декабрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Рекомендации парламентских слушаний на тему
«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
5 октября 2021 года город Москва
Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).
Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.
В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.
Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).
В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВ��) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).
Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.
Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.
Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.
Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).
В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.
При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.
На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).
Если на такие действия как:
- проведение ремонта;
- техобслуживание и техосмотры с частотой более 12 месяцев или более операционного цикла длиннее года
приходятся существенные по объему затраты, то они признаются отдельными объектами ОС. Заметим, что такой вывод сделан не в самом ФСБУ, а в Информации Минфина от 03.11.2020 № ИС-учет-29.
Как поставить сервер на учет для целей амортизации?
Сервер — специальный компьютер, предназначенный для выполнения определенной задачи практически без участия человека. Самые распространенные задачи для сервера — создание внутрифирменной сети и хранение данных. Сервер (и не один) есть практически в каждой компании. А раз это такое важное оборудование, то возникает вопрос: как принять к учету сервер и определить для него амортизационную группу.
Для начала выясним, каким образом данное имущество можно поставить на учет.
Затраты на покупку сервера в бухгалтерском учете компания может учесть 2 способами:
Не стоит путать граничную стоимость объекта для целей бухгалтерского и налогового учета. С 1 января 2016 года стоимостный критерий принятия к учету объекта в качестве ОС в налоговом учете — 100 000 руб. (закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ).
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020 «Основные средства», согласно которому налогоплательщик сможет самостоятельно утсанавливать величину минимальной стоимости ОС в бухгалтерском учете. Применять новый стандарт можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.
Как организации перейти на учет ОС по новому ФСБУ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
В соответствии с последними изменениями законодательства в налоговом учете сервер можно принять к учету следующими способами:
ВНИМАНИЕ! Выбранный способ списания затрат по приобретенному имуществу как в бухгалтерском (БУ), так и в налоговом учете (НУ) должен быть закреплен в учетной политике.
Как определить срок полезного использования основных фондов
При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.
Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.
При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.
Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.
В случаях консервации на период, превышающий 3 месяца, а также при ремонте, модернизации, реконструкции основного средства, длящихся больше года, амортизационные отчисления приостанавливаются. В остальных ситуациях приостановка амортизации невозможна.
Ежемесячно после начисления амортизации обновляется и остаточная стоимость основного средства — разность между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями.
Методы расчета амортизации в налоговом учете
Вы вправе выбрать один из следующих методов начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ):
- линейный;
- нелинейный.
Выбранный метод начисления амортизации закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Его нужно применять ко всему амортизируемому имуществу за исключением объектов, которые амортизируются только линейным способом (п. п. 1, 3 ст. 259 НК РФ):
- зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, которые входят в восьмую — десятую амортизационные группы (то есть срок их полезного использования превышает 20 лет);
- основных средств, используемых исключительно при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении.
Таблица ОКОФ для офисной техники
В этом пункте статьи рассмотрим таблицу, в которой для удобства бухгалтеров представлены коды по самым популярным видам офисного оборудования (в старой и новой редакциях).
Наименование оборудования | Старый код | Новый код |
Принтер | 143020360 | 320.26.2 |
Сканер | 143020000 | 330.28.23.23 |
МФУ | 143020360 | 320.26.2 |
ПК | 143020229 | 320.26.20.14 |
Ноутбук | 143020224 | 320.26.20.11.110 |
Планшет | 143020224 | 320.26.20.11.110 |
Колонки компьютерные | 143221125 | 320.26.30.11.150 |
Сервер | 143020100 | 320.26.20.14 |
Роутер (модем) | 143313450 | 320.26.30.11.190
320.26.30.23 |
Стационарный телефонный аппарат | 143222134 | 320.26.30.23 |
Устройства для заряжения энергией | 143440142 | 330.26.51.66 |
Проектор | 143322030 | 330.26.70.16 |
Источник питания | 143020000 | 330.28.23.23 |
Мобильный телефонный аппарат | Отсутствует | 320.26.30.22 |
ОКОФ 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие
ОКОФ 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие
- ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
- 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
- 330.28.4 — Оборудование металлообрабатывающее и станки
- 330.28.41.2 — Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие
- 330.28.41.22 — Станки сверлильные, расточные или фрезерные металлорежущие; гайконарезные и резьбонарезные металлорежущие станки, не включенные в другие группировки
- 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие
330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие
Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014 Код: 330.28.41.22.110 Наименование: Станки сверлильные металлорежущие Дочерних элементов: 0 Амортизационных групп: 0 Прямых переходных ключей: 2
Подгруппировки
Группировка 330.28.41.22.110 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.
Амортизационные группы
Код 330.28.41.22.110 не относится ни к одной амортизационной группе (на основании приложения к Постановлению Правительста РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).
Переходные ключи
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
Код | Наименование | Код | Наименование |
142922111 | Станки сверлильные (вертикально-сверлильные, координатно-сверлильные, радиально-сверлильные) | 330.28.41.22.110 | Станки сверлильные металлорежущие |
142922172 | Станки специальные, специализированные сверлильно-расточной группы |
Таблица 1. Группы амортизируемого имущества по срокам полезного использования
N группы |
Срок полезного использования имущества |
1 |
От 1 года до 2 лет включительно |
2 |
Свыше 2 лет до 3 лет включительно |
3 |
Свыше 3 лет до 5 лет включительно |
4 |
Свыше 5 лет до 7 лет включительно |
5 |
Свыше 7 лет до 10 лет включительно |
6 |
Свыше 10 лет до 15 лет включительно |
7 |
Свыше 15 лет до 20 лет включительно |
8 |
Свыше 20 лет до 25 лет включительно |
9 |
Свыше 25 лет до 30 лет включительно |
10 |
Свыше 30 лет |
Стоимость основных средств следует относить на затраты в бухучете постепенно — посредством амортизации. Для расчета амортизации нужно знать первоначальную и ликвидационную стоимость, а также срок полезного использования объекта.
С учетом особенностей применения основного средства компания может выбрать один из способов начисления бухгалтерской амортизации: линейный, уменьшаемого остатка или на основе объемов продукции (работ).
В налоговом учете при ОСНО амортизацию начисляют по схожим принципам, но конкретный порядок расчета отличается. В частности, в налоговом учете нет ликвидационной стоимости и более жестко регламентировано определение срока полезного использования.
Организация может сблизить расчет амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, если внесет соответствующие положения в учетную политику.
При УСН и ЕСХН стоимость основных средств в общем случае списывают на затраты при покупке. Постепенное списание стоимости основных средств применяют только при переходе с других налоговых режимов. Здесь порядок зависит от срока полезного использования «переходящего» объекта.