Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксплуатация подъемных сооружений. Правила безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила работы с грузоподъемными механизмами были изменены не только в техническом плане, но и организационном. Сейчас действует приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г. Документом утверждены порядок обучения и подготовки по промышленной безопасности и допуск к осуществлению самостоятельной работы.


1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3588; 2018, №31, ст.4860) (далее – Федеральный закон №116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • Грузоподъемные краны всех типов
  • Мостовые краны-штабелеры
  • Краны-трубоукладчики
  • Краны-манипуляторы
  • Строительные подъемники
  • Подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами)
  • Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления
  • Электрические тали
  • Краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком
  • Сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов
  • Грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах
  • Специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей
  • Рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам)

Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.

3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:

  • Применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения
  • Специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии
  • С ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей
  • Установленные в шахтах и на любых плавучих средствах
  • Предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием)
  • Монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры)
  • Краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана
  • Домкраты
  • Манипуляторы, используемые в технологических процессах
  • Подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно
  • Предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми

Общие требования для ПС

5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, — в соответствии с требованиями этих пунктов.
Абзац исключен. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.
6. Требования настоящих ФНП обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
(п. 6 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и Технического регламента ТР ТС 010/2011.

Требования к монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления)

58. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС осуществляются по эксплуатационной документации на ПС и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации, разработанной специализированной организацией.
Документация, используемая при монтаже и наладке системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС, должна быть приложена к паспорту ПС.
(п. 58 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
59. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС должен быть выполнен с учётом того, что любой отказ (поломка) любой составной части системы дистанционного управления (радиоуправления) не должен приводить к аварии ПС, его частей и падению груза. 60. По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138 — 147 настоящих ФНП.
При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
61. Обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС. Контроль качества монтажа и наладки ПС.

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 N 116-ФЗ и обязательны для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.

1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.

б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

Читайте также:  Программа «Молодая семья» в Челябинске в 2023 году

з) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;

в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;

г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);

д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т.п.);

1.5. Разработку нормативных документов на краны осуществляют головные организации по краностроению, перечень которых приведен в приложении 1. Нормативные документы утверждаются в установленном порядке.

1.6. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 2.

1.7. Перечень нормативных документов, используемых при проектировании, изготовлении, монтаже, реконструкции, ремонте и эксплуатации кранов, приведен в приложении 3.

Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00

К задействованным кранам и их владельцам предъявляются следующие требования:

  • исправность используемой техники;
  • проведение испытаний по графику и своевременно согласно требованиям. Это же относится и к осмотру, ремонту, надзору, квалифицированному полному или частичному техническому обслуживанию;
  • за кран отвечает ответственное лицо. Оно подбирается из инженерно-технических работников. Ответственное лицо следит за исправным состоянием и соблюдением правил использования грузоподъемных машин (ГПМ) согласно их функциональному предназначению.

Имеются требования и к порядку обучения задействованного персонала, а также проверке уровня знаний у специалистов и руководителей. В документе регламентируется порядок разработки должностных инструкций, технологических карт, схем складирования и строповки грузов, соблюдаемых технических условий. Отдельно рассматривается организация работы кранов иностранного производства на территории Российской Федерации.

Особенное внимание уделено обязательной сертификации и паспортизации.

К сведению! В рамках кампании по послаблению государственного контроля предоставляется большая свобода действий. С одной стороны, нет норм, описывающих каждый шаг, с другой — предусматривается, что должны быть документы, позволяющие избежать неприятных последствий. Их должна отдельно разрабатывать каждая организация.

Например, требования к кран-балкам, управляемым с пола, взаимодействие специалистов с ними должны регулироваться следующими внутренними документами:

  • инструктаж рабочего места;
  • распоряжение о стажировке (предусматривающее закрепление наставника, которым является начальник смены или имеющий существенный опыт работник);
  • устная проверка знаний и навыков на практике;
  • распоряжение о допуске работника к самостоятельному труду.

2.5.1. Ходовые колеса кранов должны быть двухребордными и соответствовать нормативным документам. Применение ходовых колес другой конструкции должно соответствовать требованиям ст. 2.5.2 настоящих Правил.

2.5.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:

а) если колея наземного кранового пути не превышает 4 м и обе нитки лежат на одном уровне;

б) если краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборды на одном колесе противоположно расположению реборды на другом колесе (при расположении колес на одной оси);

в) у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;

г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути;

д) у грузовых тележек башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи.

Применение безребордных ходовых колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов.

2.5.3. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.

Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом по технологии, согласованной с головной организацией. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

V. РЕМОНТ, РЕКОНСТРУКЦИЯ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПС ОПО

Выбор оборудования

65. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17 — 19 настоящих ФНП, конкретному типу и конструкции ПС, а также составу работ, предусмотренному для приведения ПС в последующее работоспособное состояние.

При выборе оборудования необходимо использовать указания по ремонту, а также требования к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного ПС.

66. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении ремонта, реконструкции ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.

67. Набор инструментов и приборов, необходимых для ремонта, реконструкции ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют специалисты и персонал организаций, выполняющие указанные работы.

Требования к выбору материалов и качеству сварки при ремонте, реконструкции или модернизации ПС

68. Материал (сталь), применяемый для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций ПС, по механическим свойствам и химическому составу должен соответствовать исходному материалу (стали) ремонтируемого элемента, указанному в паспорте ПС. В случае отсутствия нужной марки стали разрешается применить ее аналог.

Выбор аналога материала (стали), а также сварочных материалов для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций ПС должен производиться с учетом механических свойств, химического состава, свариваемости с ремонтируемым элементом, а также с учетом нижних предельных значений температуры окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний ПС и степени агрессивности окружающей среды, в которой эксплуатируется ПС.

Качество материала (стали), применяемого при ремонте, реконструкции или модернизации ПС, должно быть подтверждено сертификатом изготовителя материала (стали).

Выбор сварочных материалов для сварки двух различных по свойствам сталей определяется сталью, имеющей более высокие механические свойства.

69. При приемке металлопроката для выполнения работ по ремонту, реконструкции или модернизации металлоконструкций ПС специализированной организации следует проверить:

соответствие сортамента и марок сталей, поступивших по наряд-заказам, клеймам или биркам предприятия-изготовителя;

отсутствие видимых в прокате расслоений, трещин, раковин, закатов, вмятин и общих остаточных деформаций.

При наличии отклонений от указанных требований бракованная партия металлопроката не должна отправляться на склад и использоваться при последующих работах.

70. Металлопрокат, прошедший приемку, должен быть отправлен на хранение в соответствии с порядком (инструкцией), принятым в специализированной организации.

Места и порядок хранения металлопроката, принятые в организации, должны быть доведены до сведения каждого работника организации.

71. Хранить металлопрокат следует в помещениях оборудованных складов. Допускается временное хранение (в течение 3 месяцев с момента поставки) профильного проката на специально оборудованных стеллажах на открытом воздухе.

72. Стальной прокат перед подачей в производство должен быть проверен на соответствие сопроводительной документации, очищен от поверхностной коррозии, влаги, снега, льда, масла и других загрязнений, если временно хранился на открытом воздухе, согласно указаниям пункта 71 настоящих ФНП.

73. Правку стального проката (при необходимости) в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.

Разрешается правка стали местным нагревом по технологии, разработанной специализированной организацией.

Предельные допустимые значения прогибов проката после правки должны соответствовать требованиям технических условий (далее — ТУ) на ремонт, реконструкцию или модернизации ПС.

74. Торцы деталей из профильного металлопроката независимо от способа обработки не должны иметь трещин, а также заусенцев и завалов более 1 миллиметра.

75. Резку листового металлопроката следует выполнять по разработанной технологии и принятой в специализированной организации.

76. При ремонте, реконструкции или модернизации элементов металлоконструкций ПС следует применять виды электросварки, указанные в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и обеспечивающие требуемое качество сварных соединений.

77. Для ПС, изготовленных из высокопрочных сталей (с пределом текучести 700 МПа и выше), ремонт элементов металлических конструкций с применением сварки должен выполняться только в закрытых помещениях.

Специализированным организациям, не аттестованным на выполнение сварки высокопрочных сталей, выполнение указанных работ запрещается.

78. Контроль качества ремонтных сварных соединений должен проводиться в рамках положения о контроле соблюдения технологических процессов, разработанного в специализированной организации, согласно требованиям пункта 14 настоящих ФНП.

79. Объемы контроля должны обеспечивать качество выполненных сварочных работ.

Визуальный контроль и измерение стыковых сварных соединений расчетных элементов должны производиться по всей протяженности соединения. Если внутренняя поверхность сварного соединения недоступна для осмотра, осмотр и измерение производятся только с наружной стороны.

Контроль сварных соединений отремонтированных расчетных элементов металлоконструкций проводят только после устранения дефектов, выявленных при визуальном контроле.

При составлении рабочей процедуры неразрушающего контроля объем выполнения последнего назначают с учетом типа сварного соединения и прочностных свойств металлоконструкций.

Перед проведением просвечивания соответствующие участки сварного соединения должны быть промаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на снимках.

Читайте также:  Переход на пенсию умершего супруга

При этом обязательному радиографическому или ультразвуковому контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел.

Контроль стыковых сварных соединений радиографическим или ультразвуковым методом должен выполняться в соответствии с ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС, разработанным специализированной организацией.

При этом суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС и должна составлять не менее:

50 процентов от длины стыка — на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или ферменной металлоконструкции;

25 процентов от длины стыка — для всех остальных стыковых соединений.

Ремонтные сварные соединения элементов металлоконструкций из высокопрочных сталей подвергают 100-процентному неразрушающему контролю.

Применение капиллярного контроля сварных швов (кроме стыковых) устанавливается специализированной организацией в ТУ на ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС.

к Федеральным нормам и правилам

Нормы браковки стальных канатов подъемных сооружений

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки

Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней свивки

Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
а — в нескольких прядях каната; б — в двух прядях в сочетании с
местным износом

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.

Канаты кранов, предназначенных или используемых для подъема людей, для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7 процентов и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3 процента от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 процентов у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).

Рис. 4. Пример определения числа обрывов наружных проволок
стального каната:

1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только
один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует.
Данный дефект соответствует одному обрыву;
2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца.
Данный дефект соответствует одному обрыву;
3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное
нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности
принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно
соответствует одному обрыву


Таблица 1

Число обрывов проволок, при наличии которых бракуются стальные канаты ПС, работающие со стальными и чугунными блоками

Число несущих проволок в наружных прядях

Конструкции канатов

Тип свивки

Группа классификации (режима) механизма

M1, М2, М3 и М4

М5, М6, М7 и М8

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

на участке длиной

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

n ≤ 50

6 ×7 (6/1)

2

4

1

2

4

8

2

4

6 ×7 (1 + 6) + 1 × 7 (1 + 6)

ЛК-О

6 ×7 (1 + 6) + 1 о.с.

ЛК-О

8 × 6 (0 + 6) + 9 о.с.

ЛК-О

51 ≤ n ≤ 75

6 × 19 (9/9/1)*

3

6

2

3

6

12

3

6

6 × 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с.

ЛК-О

6 × 19 (1 + 9 + 9) + 7 × 7 (1 + 6)*

ЛК-О

76 ≤ n ≤ 100

18 × 7 (1 + 6) + 1 о.с.

ЛК-О

4

8

2

4

8

16

4

8

101 ≤ n ≤ 120

8 × 19 (9/9/1)*

5

10

2

5

10

19

5

10

6 × 19 (12/6/1)

6 × 19 (12/6 + 6F/1)

6 × 25FS (12/12/1)*

6 × 19 (1 + 6 + 6/6) + 7 × 7 (1 + 6)

ЛК-Р

6 × 19 (1 + 6+6/6) + 1 о.с.

ЛК-Р

6 × 25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о.с.

ЛК-З

6 × 25 (1 + 6; 6 + 12) + 7 × 7 (1 + 6)

ЛК-З

121 ≤ n ≤ 140

8 × 16 (0 + 5 + 11) + 9 о.с.

ТК

6

11

3

6

11

22

6

11

141 ≤ n ≤ 160

8 × 19 (12/6 + 6F/1)

6

13

3

6

13

26

6

13

8 × 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.

ЛК-Р

161 ≤ n ≤ 180

6 × 36 (14/7 + 7/7/1)*

7

14

4

7

14

29

1

14

6 × 30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с.

ЛК-О

6 × 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 о.с.*

ЛК-РО

6 × 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 7 × 7 (1 + 6)*

ЛК-РО

181 ≤ n ≤ 200

6 × 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 о.с.

8

16

4

8

16

32

8

16

6 × 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 7 × 7 (1 + 6)

6 × 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с.

ТЛК-О

201 ≤ n ≤220

6 × 41 (16/8 + 8/8/1)*

9

18

4

9

18

38

9

18

221 ≤ n ≤240

6 × 37 (18/12/6/1)

10

19

5

10

19

38

10

19

18 × 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.

ЛК-Р

241 ≤ n ≤ 260

10

21

5

10

21

42

10

21

261 ≤ n ≤ 280

11

22

6

11

22

45

11

22

281 ≤ n ≤ 300

12

24

6

12

24

48

12

24

300 ≤ n

0,04n

0,08n

0,02n

0,04n

0,08n

0,16n

0,04n

0,08n

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 сентября 2018 г. N 112-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Подъемное сооружение: определение понятия–основа концепции безопасности опасного производственного объекта

Стандартизованного определения термина «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в действующих нормативных документах в настоящее время не существует и его использование в качестве идентификационного признака опасного производственного объекта (ОПО) в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ) и в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП), вносит (как впрочем, и вносило ранее) в данные нормативные правовые акты больше путаницы, чем ясности.

Вместо того, чтобы определиться с основополагающим понятием ФНП — «подъемное сооружение» и построить ему внятное определение (тем самым избавиться от критики в адрес разработчиков, направленной на то, что ФНП избыточный документ, необоснованно дублирующий требования руководств по эксплуатации грузоподъемных машин и Технического регламента ТР ТС 010/2011), по сей день делаются неадекватные попытки «удержать» словосочетание «стационарно установленный грузоподъемный механизм» в ФНП и в ФЗ № 116-ФЗ и придать ему (якобы это аналог понятия «подъемное сооружение») статус, объединяющий значительную часть грузоподъемных машин в категорию технических устройств, наличие которых на производственном объекте «переводит» его в опасный (ОПО). Одновременно в ФНП, как впрочем, и в их предшественнике, присутствует пункт (уточнение ФЗ № 116-ФЗ?!), гласящий о том, что не все грузоподъемные машины, имеющие данные механизмы являются подлежащими учету в органах Ростехнадзора.

Если взять за основу то, что использованное в приложении № 2 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» понятие «грузоподъемные машины» (далее – ТР ТС 010/2011) (исходя из смысла текста приложения № 2) охватывает перечисленные в приложении № 3 к ТР ТС 010/2011 объекты технического регулирования, касающиеся подъема и перемещения груза или людей (оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные, тали канатные и цепные), видится целесообразным применить данное понятие в нормативных правовых актах, определив его место в ФНП и заменив соответствующим образом имеющийся в ФЗ № 116-ФЗ признак ОПО.

Читайте также:  Как правильно: прИбывания или прЕбывания?

В связи с тем, что само по себе наличие на производственном объекте грузоподъемных машин не представляет опасности для ценностей, на защиту которых нацелены требования ТР ТС 010/2011, при замене идентификационного признака необходимо реализовать иной подход, аналогичный большинству пунктов приложения № 1 к ФЗ № 116-ФЗ. В них идентификационным признаком является не наличие технологического оборудования на производственном объекте, а то, что по сути своей представляет опасность, т.е. осуществление технологического процесса с использованием данного оборудования, имеющего определенные конструктивные особенности.

Оптимальным решением представляется изменение ФЗ № 116-ФЗ в части замены идентификационного признака, которое предлагается изложить в следующей редакции соответствующего пункта Приложения 1:
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
« 3) осуществляется подъем и/или перемещение грузов и/или людей:

  • грузоподъемными машинами с электрическим и гидравлическим приводом механизмов, используемыми по паспортному назначению: грузоподъемными кранами мостового типа, грузовыми тележками (передвигающимися по надземному рельсовому пути), управляемыми из кабины, расположенной на кране (прикрепленной к тележке), а также управляемыми с пола грузоподъемностью более 10 тонн; грузоподъемными кранами стрелового типа, грузоподъемностью более 1 тонны (консольными – более 10 тонн) с переменным вылетом и/или снабженными механизмом поворота, за исключением кранов, установленных на технологических самоходных машинах и применяемых для их ремонта, а также переставных – для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении; грузоподъемными кранами кабельного типа; мобильными кранами – манипуляторами грузоподъемностью более 1 тонны и с грузовым моментом 4 тонн на метр включительно; мобильными подъемниками с рабочими платформами; строительными, грузопассажирскими и фасадными подъемниками; электрическими талями грузоподъемностью более 10 тонн, используемыми в качестве самостоятельных грузоподъемных машин;
  • эскалаторами в метрополитенах, канатными дорогами, фуникулёрами;».

«Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 №30992
Первое официальное опубликование: «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 8, 24.02.2014
Шифр: ФНП по ПС
Действует с 07.03.2014
Редакция действует с 05.06.2016

Скачать файл: ntd-20181001-003149.pdf (1.74МБ)
Дата внесения: 02.11.2014
Дата изменения: 01.10.2018

ФНП устанавливают необходимые требования к:

  • деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
  • безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

  • а) грузоподъемные краны всех типов;
  • б) мостовые краны-штабелеры;
  • в) краны-трубоукладчики;
  • г) краны-манипуляторы;
  • д) строительные подъемники;
  • е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • з) электрические тали;
  • и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  • к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  • л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  • м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  • н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

1.1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее — Правила) устанавливают требования к устройству, изготовлению, установке, монтажу, эксплуатации, ремонту и реконструкции грузоподъемных кранов и машин, их составных частей, а также грузозахватных органов, приспособлений, тары и люлек.
1.2. Настоящие Правила распространяются на: а) грузоподъемные краны всех типов, в том числе краны-штабелеры мостовые; б) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком или электромагнитом; в) однорельсовые тележки; г) ручные и электрические тали; д) крановые подъемники для подъема людей; е) лебедки для подъема груза и (или) людей; ж) люльки для подъема людей; з) грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.) ; и) съемные грузозахватные приспособления; к) тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.) , в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
1.3. Настоящие Правила не распространяются на: а) краны-штабелеры стеллажные, краны-манипуляторы; б) грузоподъемные машины, устанавливаемые в шахтах, на морских и речных судах и других плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила; в) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером; г) грузоподъемные краны, предназначенные только для работы со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунто-выдергивателями, буровым оборудованием и т.п.) ; д) грузоподъемные машины специального назначения: напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, путеукладочные и мостоукладочные машины, манипуляторы, подъемники (вышки) , машины специализированных перегрузочных комплексов; е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.) ; ж) строительные подъемники, на которые распространяются специальные правила; и) грузоподъемные краны, машины, грузозахватные органы, приспособления и тара специального и военного назначения, находящиеся в эксплуатации в Вооруженных Силах Украины.

Безопасность достигается правильным выбором конструктивных эл-тов и принципов их действия, разработкой и внедрением технологических процессов, применением ср-в защиты. Ср-ва защиты должны обеспечивать полную безопасность обслуживающего персонала, поэтому необходимо учитывать психофизиологич. возм-ти человека. Требования по технике безопасности: ограждение вращающихся частей машин и механизмов, внедрение мероприятий по защите персонала от пыли, шума, вибраций, электрич. тока, создание санитарно-гигиенических условий на рабочих местах и др. Должен присутствовать соответствующий температурный режим. Периодически требования к мерам безопасности должны пересматр. с учетом изменившихся условий.

68 техническое освидетельствование.грузоподъемных машин и механизмов.

Для обеспечения необх. надежности и безопас. работы машины и механизмы подвергают технич. освидетельствованию. Частичному – 1 раз в год, полному – не реже 1 раза в 3 года. Осмотру подвергают все машины и механизмы, проверяют в работе все устройства и приборы. Грузо подьемные машины и устройства должны быть обор предохран уст-вами огранич массы и высоты подьема. Осуществляют также статические испытания – проверка прочности грузоподъемной машины нагружают на 25% выше номинальной поднимают на высоту 300-400мм и выдрживают 10-15мин . Динамич. испытание – проверка действия тормозных устройств нагружают нагр прев 10% номин и понним и опуск груз проверяя действие всех предохр уств. Осмотр и испытания проводят в установленные сроки. Приспособления, выдержавшие испытания, снабжают бирками и допускают к работе.


Похожие записи:

Добавить комментарий