История утилизационного сбора на автомобили в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История утилизационного сбора на автомобили в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 7 марта 2023 года для компаний вступил в силу новый порядок возврата переплаченных сумм утилизационного сбора (постановление Правительства РФ от 06.03.2023 № 350). С указанного момента возврат излишне уплаченных утилизационных сборов будет производиться с начислением на сумму переплаты процентов.

Новые правила возврата переплаты

Напомним, ранее законодательство устанавливало однозначное правило, согласно которому проценты с излишне уплаченных и взысканных утилизационных сборов не выплачивались и суммы переплаты не индексировались. Однако Конституционный суд РФ признал данную норму необоснованной и потребовал внести в законодательство соответствующие изменения (постановление от 08.11.2022 № 47-П).

В связи с этим теперь на сумму излишне уплаченного утилизационного сбора будут начислять проценты. Проценты станут начислять за период со дня, следующего за днем уплаты сбора по день фактического возврата переплаченной суммы, исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ, действовавшей в указанный период.

Проценты компании-плательщики получат на свой счет в течение 30 календарных дней со дня представления соответствующего заявления. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, ограничена предельными рамками и не может превышать размер переплаченного утилизационного сбора.

Вместе с тем проценты компаниям-плательщикам будут выплачивать далеко не во всех случаях. Проценты можно будет получить, только если переплату признают излишне взысканным утилизационным сбором, а признать ее таковой можно будет либо по решению уполномоченного органа, либо по решению суда. На сумму денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора, проценты в любом случае начисляться не будут.

Таким образом, рассчитывать на получение процентов компании смогут только тогда, когда переплата происходит на основании поступившего в их адрес уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора. Например, в случаях, когда уведомление на уплату поступает в отношении транспортных средств, за которые не нужно платить утилизационный сбор.

Когда не нужно платить утилизационный сбор

По действующему законодательству организации и ИП не обязаны уплачивать утилизационный сбор в отношении следующих транспортных средств (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

  • ввозимых в Россию и помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
  • с даты выпуска которых прошло менее 3 лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния;
  • ввозимых в Россию и принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям и международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами, а также сотрудникам таких организаций и членам их семей.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС

ЭРА-ГЛОНАСС — система, которая отслеживает местоположение автомобиля и оповещает экстренные службы при аварии с помощью любых доступных сетей связи. Если система не сработала автоматически, водитель или пассажиры могут нажать на специальную кнопку и сообщить о ДТП оператору. Тот уже вызовет необходимые службы.

После 1 января 2017 года оснащение автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС было обязательным. Требование распространялось на автомобили, которые ввозят в Россию или выпускают в стране. Без этой системы оформить машину в ГИБДД было невозможно. Льготы действуют только для жителей Дальнего Востока: до 3 декабря 2022 года они могут оформлять подержанные праворульные автомобили и не устанавливать на них ЭРА-ГЛОНАСС. По этим правилам один человек может ввезти одну машину для личных нужд.

По данным на 31 марта 2021 года, системой оснастили 7 млн автомобилей. В этом же году она обработала девятимиллионный экстренный вызов. Оперативные службы выезжали только 107 104 раза, все остальные вызовы были ложными или не требовали помощи экстренных служб.

Но 17 августа 2021 года из-за дефицита полупроводников автопроизводителям разрешили до 30 июня 2022 не оснащать модулями ЭРА-ГЛОНАСС машины, которые производят на территории ЕАЭС — то есть в России, Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии. По правилам автомобили должны дооснастить системами до 30 декабря 2022 года — в рамках отзывных кампаний. Пока неясно, продлят ли сроки.

Читайте также:  Как списать долги за коммунальные услуги

Кроме того, в мае 2022 года правительство РФ разрешило некоторым производителям, в том числе «Автовазу», выпускать автомобили без функции автоматического срабатывания ЭРА-ГЛОНАСС при аварии. Машины нужно оснащать только физической кнопкой. Возможно, так сделали для того, чтобы производители потом могли установить недостающие части системы.

В каких случаях нужно уплачивать утилизационный сбор

Сбор платят компании и частные лица, благодаря которым транспорт так или иначе оказывается в России. Соответственно, это обязанность ложится на плечи:

  • Производителей – если транспортное средство собрано на территории РФ.
  • Импортеров – если речь идет о технике, которую ввозят из других стран. Платят как за поддержанные машины, так и за новые.
  • Покупателей – это могут быть транспортные компании и обычные граждане. Им придется платить, если до них этого никто не сделал. Такие ситуации могут возникнуть, когда производитель/импортер освобожден от утильсбора или должен был его перечислить, но так этого и не сделал.

Есть определенные правила и условия, по которым перечисляется утилизационный сбор на автомобили в России:

  • Он оформляется отдельно на каждое транспортное средство, ввезенное в Россию или произведенное внутри страны. То есть, нельзя оформить один документ на всю партию – только на каждое отдельное авто.
  • Если ТС вводится в Россию, то сбор должен быть уплачен до окончания таможенного оформления или до того, как авто поступит в обращение. Без этого машину нельзя будет зарегистрировать.
  • Российские производители должны заплатить утильсбор в том квартале, который следует за кварталом, в котором машина сошла с конвейера.

И самое главное – оплата утилизационного сбора происходит лишь один раз и только кем-то одним. Соответственно, он работает как своего рода таможенная пошлина – как только сбор уплачен, авто считается легализованным в России.

Еще важно, что это касается даже ввоза авто из стран ЕАЭС (с которыми у России общее таможенное пространство). То есть, нужно платить утилизационный сбор и на автомобили из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении.

Крупнейшие производители

Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.

Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).

После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.

Срок подачи документов:
– для крупнейших производителей колесных транспортных средств – в течение двух рабочих дней после выдачи паспорта;
– для крупнейших производителей самоходных машин – не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан паспорт.

Если на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним оформляют электронные паспорта, то в течение двух рабочих дней после оформления крупнейший производитель представляет:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– уникальные номера электронных паспортов на базовые колесные транспортные средства, по которым утилизационный сбор был уплачен раньше и которые плательщик достроил, реконструировал и т. п. Эти сведения предоставляют, если на достроенные транспортные средства оформляют новые электронные паспорта.

Налоговая инспекция направит электронную квитанцию о приеме расчета или уведомление об отказе в приеме. Отказать в приеме могут по следующим причинам:

– расчет не соответствует формату, определенному ФНС;
– на расчете отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям законодательства;
– расчет направлен не по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Принятый расчет инспекторы проверят. Если выявят ошибки – направят об этом сообщение в электронной форме в течение 30 дней со дня сдачи расчета. Организация должна устранить все ошибки и повторно направить расчет в течение пяти дней с даты, когда получила сообщение о выявленных ошибках.

Такой порядок предусмотрен пунктами 19–23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктами 21–24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Читайте также:  Развод через МФЦ: основания, порядок и стоимость

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора

Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:

  1. Более чем 30-летний возраст транспортного средства. В этом случае должны быть соблюдены 2 условия:
  • некоммерческое предназначение автомобиля;
  • наличие «родных», то есть оригинальных, рамы, кузова и двигателя.
  1. Нахождение транспортного средства в собственности диппредставительств и консульств, международных организаций, а также сотрудников указанных учреждений и членов их семей.
  2. Ввоз автомобиля в Россию в качестве личного имущества участников программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.

Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.

Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским – в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора.

Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса – в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).

Ситуации, когда платеж взимается по ошибке, бывают редко. Тогда необходимо обратиться в учреждение, которое приняло сбор:

  1. Таможенный орган – для транспорта, ввезенного в Россию.
  2. Налоговую службу – для машин, произведенных в РФ.

Если утилизационный сбор на легковой автомобиль или грузовой был оплачен ошибочно, необходимо составить заявление с просьбой возврата излишков. Бланк предоставляется в таможне или налоговой службе. Кроме заявления, нужно предоставить копии следующих документов:

  • паспорта хозяина авто;
  • ПТС;
  • подтверждения оплаты сбора;
  • документа об ошибочном взятии платежа.

Заявка по возмещению рассматривается на протяжении 30 дней. Обращение возможно в течение 3 лет с даты уплаты. Средства не индексируются и возмещаются без учета комиссии. Деньги перечисляются на счет в банке, открытый на заявителя.

Какой новый утилизационный сбор

Новый утилизационный сбор на автомобили с 2018 г. существенно поднялся. Для подержанных иномарок, ввозимых в РФ, действуют следующие показатели:

Объем двигателя см3 Сумма, руб.
До 1000 33000
От 1000 до 2000 84000
От 2000 до 3000 126000
От 3000 до 3500 114600
От 3500 181600
На электромобили 32600

Порядок уплаты утилизационного сбора

В первую очередь потребуется подготовить документы на транспортное средство при покупке или таможенном контроле. Оплата пошлины производится в рублях при помощи отдельного расчетного платежного документа. Требуется рассчитать сумму и внести соответствующий код. Оплачивать можно на таможне или в региональном отделе налоговой.

Важно! Пошлина не является налоговым доходом, поступающим в федеральный бюджет на счет Федерального казначейства, поэтому не относится к стандартному налогообложению.

Если ранее уже уплачивалась пошлина и ее величина была превышена, то остаток может быть зачислен в счет текущей выплаты. При этом остаток не может перечисляться в дополнение к другим типам платежей, так как имеет другую финансовую природу.

Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой — сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициента:

∑ УС = БС × К

Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:

  • возраст ТС;
  • масса ТС;
  • габариты автомобиля;
  • объем двигателя.

Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:

  • легковые автомобили – 20 000 рублей (без использования в коммерческих целях);
  • грузовые автомобили и автобусы – 150 000 рублей (также коммерческие легковые авто).

Утилизационный сбор – это что-то вроде налога на сельхозтехнику. Впрочем, это для нас важно, что там есть сельхозтехника. На самом деле он взимается как с самоходных машин, так и с прицепов к ним, и относится, и к строительной, и лесной технике, и даже к квадроциклам и снегоходам. Пока скажем, что всего в законе есть перечень из 19 категорий техники. Причем не важно, импортная ли техника или отечественная – платить придется за любую из перечня.

Читайте также:  Штрафы за незаконную добычу лося в 2023 году

Законопроект об утилизационном сборе на дорожно-строительную технику был принят Госдумой в середине декабря 2015 года. С 1 января 2016 года в России вступили в силу поправки в закон «Об отходах производства и потребления». В нем определяется необходимость уплаты утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику. А 9 февраля этого года был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым и в тот же день вступил в силу.

Дайте таблицу с коэффициентами для разной техники

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним Коэффициент для новых самоходных машин и прицепов Коэффициент для самоходных машин и прицепов старше 3 лет с момента выпуска
Тракторы сельскохозяйственные колесные
Мощностью силовой установки не более 30 л.с. 0,4 1,8
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. 0,5 2,2
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с. 0,7 3
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с. 1,5 7
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с. 2,5 10
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с. 3 15
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с. 3,8 20
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с. 5 22
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с. 6,7 25
Мощностью силовой установки более 380 л.с. 9 40
Тракторы сельскохозяйственные гусеничные
Мощностью силовой установки не более 100 л.с. 1,5 7
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с. 2,5 10
Мощностью силовой установки более 200 л.с. 9 28
Комбайны зерноуборочные
Мощностью силовой установки не более 160 л.с. 2,4 8,8
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с. 3,6 13,2
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с. 5 17,6
Мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с. 6,5 22
Мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с. 8,5 29,92
Мощностью силовой установки более 400 л.с. 12 45,46
Комбайны кормоуборочные
Мощностью силовой установки не более 295 л.с. 5 12,76
Мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с. 9,2 26,4
Мощностью силовой установки более 401 л.с. 14,4 52,8
Машины сельскохозяйственные самоходные
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л.с. 2 10
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л.с. 8 30
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с. 16 40
Косилки самоходные 4 14,66

Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.

Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.


Похожие записи:

Добавить комментарий